Год выпуска 1995, двигатель FP 1,8.
Автомобиль прибыл на диагностику в плачевном состоянии. Двигатель троил, его нещадно трясло и лихорадило, обороты холостого хода раскачивались от 500 до 2000 оборотов. Хозяин недавно приобретенного автомобиля жаловался на тупизну и повышенный расход топлива. Да, однако, ушатали тачку, подумал я.
Начинаю диагностику со считывания ошибок из памяти контроллера. Ошибок 2 №13 по обрыву цепи датчика температуры и №17 по неверному сигналу лямбда-зонда. Подключаю мотор-тестер к сигнальным цепям датчиков. Оба датчика живые, однако лямбда-зонд большую часть времени показывает бедную смесь, лишь изредка на перегазовках переходит на богатую. Замер давления топлива показывает, что с топливоподачей все в порядке. Из типичных неисправностей, приводящих к переобеднению смеси, остается проверить только форсунки на качество распыла и производительность, и впускной коллектор на подсос воздуха.
Для проверки герметичности впускного коллектора используется дымогенератор. В двух местах дроссельного узла по струйкам исходящего дыма обнаружился подсос воздуха. Снял дроссель, уплотнил герметиком плоскость прилегания к впускному коллектору и посадочное место регулятора холостого хода. Все собрал, завожу, все равно движок колбасит.
Смотрим далее. Снова обращаюсь к мотор-тестеру. Зажигание в норме, баланс форсунок проверяю на стенде – ОК. На этот раз предстоит выяснить состояние механической части двигателя. Здесь тоже сюрприз, датчики разряжения и давления в цилиндре показывают на сбитые фазы газораспределения. Особенно интересную осциллограмму нарисовал датчик давления.
В конце такта выпуска отработавших газов неожиданно кривая сигнала полезла вверх, сигнализируя о наличии давления в камере сгорания. То есть, впускные и выпускные клапана на этапе продувки цилиндра закрыты, хотя должно быть наоборот. Значит фазы газораспределения выставлены не верно. Вскрытие подтвердило мои выводы.
Впускной распредвал стоит позже на 2 зуба, а выпускной раньше, тоже на 2 зуба. Вот так должны стоять метки валов по Автодате.
Возвращаю положение валов на свои законные места. Все собрал, завожу, движок все равно колбасит, но уже гораздо меньше. Стрелка вакуумметра, подключенного к впускному коллектору, близится к зеленой зоне, которая в целом свидетельствует о здоровье двигателя. Осталось совсем чуть-чуть.
Далее падает подозрение на клапан EGR. Клапан рециркуляции отработавших газов по сигналу с контроллера подает часть отработавших газов обратно во впускной коллектор. Эта система служит для снижения токсичности отработавших газов. Снова подключаю дымогенератор. И здесь сюрприз. Дым свободно проходит из впускного коллектора через якобы закрытый клапан напрямую в выхлопную трубу.
Временно глушу подводящую трубу к клапану EGR. Все собрал, завожу, наконец-то двигатель работает ровно и без сбоев, резво откликаясь на педаль газа.