В процессе диагностики довольно часто приходится сталкиваться с кодами ошибок P0300, P0301, P0302, P0303, P0304 – обнаружены пропуски воспламенения, соответственно в 1, 2, 3 и 4 цилиндрах. Некоторые диагностические программы и даже руководства по ремонту расшифровывают коды Р030х как «пропуски зажигания». Однако на самом деле это не так. Для начала рассмотрим алгоритм фиксации контроллером кодов P030х.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя состоит из 4 этапов. 1. Впуск топливо-воздушной смеси 2. Сжатие 3. Рабочий ход 4. Выпуск отработавших газов Принцип работы каждого ДВС основан на движении поршня в цилиндре под действием давления газов, которые образуются при сгорании топливной смеси в такте рабочего хода. В современные контроллеры систем впрыска, выполняющие нормы токсичности Евро2 /3/4, встроили функцию отслеживания равномерности вращения коленчатого вала по сигналу с датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Попытаюсь объяснить популярно, как это работает. На полностью исправном двигателе коленчатый вал вращается достаточно равномерно. Сигнал с датчика ДПКВ имеет нормальную частоту и амплитуду. Зеленый график- сигнал с ДПКВ ВАЗ 2170 приора, красный - с датчика разряжения. Один оборот коленчатого вала - это расстояние на графике между пропущенными зубьями (большой всплеск сигнала). Если же в каком-либо цилиндре, по какой-либо причине, отсутствовал рабочий такт, то скорость вращения коленвала замедлится, а диаграмма сигнала изменится. Блок управления двигателем, измерив временные интервалы пиков сигнала ДПКВ (проще говоря посчитав с какой периодичностью бегут "зубчики"), с достаточной долей вероятности вычисляет в каком цилиндре (по положению на диаграмме) происходит пропуск такта рабочего хода. При этом механизм фиксации запускает счетчик и по достижению заданного критического количества пропусков воспламенения в единицу времени фиксирует ошибки P0301-P0304. Для исключения повреждения катализатора от несгоревшего топлива отключается форсунка цилиндра, в котором зафиксированы пропуски. К моему великому сожалению, как диагноста, производители программного обеспечения пока не научили контроллеры систем впрыска определять по какой причине произошел пропуск рабочего такта в цилиндре двигателя. В принципе их всего 2 – нечему гореть или нечему поджигать. А вот конкретных причин может быть много: 1. Система зажигания- неисправны свечи, высоковольтные провода, катушка, проводка и т.д. 2. Система питания- забитые форсунки, низкое давление топлива, низкокачественное топливо. 3. Механическая часть двигателя- низкая компрессия, зажатые клапана, подвисающие клапана. 4. Подсос воздуха Это самые распространенные причины. При самостоятельной диагностике первым делом следует вычислить проблемный цилиндр. Найти его можно старым дедовским способом – по очереди отключая форсунки на холостом ходу: если изменений в работе двигателя не произошло, значит, вы обнаружили неисправный цилиндр. Крайне не рекомендую отключать для этой цели высоковольтные провода. Во первых можно получить разряд электрического тока в несколько десятков киловольт, а во-вторых можно повредить систему зажигания двигателя. Для полноценной диагностики понадобится мотор-тестер, прибор, о котором я расскажу в следующих статьях.