В этой статье рассмотрим подробно анализ каждого участка осциллограммы вторичного напряжения, процессы зарождения и горения искры, а также типичные неисправности системы зажигания.
Статья содержит большое количество изображений, за что я выражаю благодарность специалистам фирмы Quantex Laboratory.
Типичная осциллограмма вторичного напряжения исправной системы зажигания.

В этой точке начинает заряжатся катушка энергией.

Промежуток времени, которое заряжается катушка

Момент отсечки или "насыщения" катушки


Типичный пример ВАЗовских контроллеров, когда момента "насыщения" не видно.

А вот этот случай уже дефект.

Высокий пик на осциллограмме - это момент пробоя воздушного промежутка искрой.

Чем плотнее заряд топливно-воздушной смеси, тем больше требуется напряжения для пробития искрового промежутка.
Напряжение пробоя повышается, если:
Напряжение пробоя повышается, если:
- Высокая компрессия
- Обедняется смесь
- Появляется дополнительное сопротивление, например обрыв ВВ проводов
- С увеличением зазора в свече
- С уменьшением угла опережения зажигания

Напряжение пробоя понижается, если:
- Низкая компрессия
- Обогащается смесь
- Появляются замыкания во вторичной цепи
- С уменьшением зазора в свече
- С увеличением угла опережения зажигания

Такая осциллограмма возникает из-за дефекта высоковольтных проводов.

"Точка искры"

Незначительный дефект вторичной цепи

Зачастую спорадические проявления неисправности можно выявить только при резкой перегазовке, когда напряжение пробоя достигает максимальных значений. На осциллограмме ниже дефект, который может проявляться, когда "шьет" свеча или высоковольтный провод.

Характерная "полочка" на осциллограмме - линия искры. Типичное время горения искры 0,8 - 1,5 мс.

Закон сохранения энергии в действии.


На холостом ходу линия искры практически ровная.

При резком открытии дроссельной заслонки увеличивается поток воздуха в цилиндре и повышается турбулентность, которую хорошо видно по шумам на линии искры.

Типичный дефект, когда искра стекает по угольной дорожке колпачка.

Чрезвычайно важный участок осциллограммы для диагностики катушки зажигания.

Типичный дефект катушки зажигания- межвитковое замыкание.

ВАЗовские катушки в связи с низкой индуктивностью имеют малое количество колебаний, что не является дефектом.

Теперь что касается диагностики систем зажигания с индивидуальными катушками. Для проверки можно подключится щупом к первичной цепи зажигания или же использовать индуктивный датчик. Я использую в своей работе последний вариант, при чем в качестве датчика у меня используется датчик положения коленчатого вала ВАЗ. Осциллограммы снятые с помощью индуктивного датчика немного отличаются от тех, которые снимаются емкостным датчиком. Типичные примеры приведены ниже:
Это нормальный разряд.

Такой пробой в катушке обычно возникает при резком открытии дроссельной заслонки:

Это осциллограмма полностью не рабочей катушки:

Это катушка имеет межвитковое замыкание. Может работать, но обычно под нагрузкой пробивает:

Еще один вариант высоковольтного пробоя. Кстати его очень легко спутать с пробоем свечи зажигания.
