Со временем в форсунке под действием высоких температур и низких давлений в самом узком месте, под иглой форсунки оседает грязь и смолы. Наслоение всего в 5 мкм (0,005 мм) уменьшает проходное сечение форсунки на 20-25%. Ухудшается качество распыла, следствием которого является затрудненный пуск, особенно в зимний период и конечно страдает динамика автомобиля. Промывка форсунок на двигателе смывает отложения с распылителей форсунок, с тарелок и стержней клапанов, со стенок камеры сгорания и днища поршней. Двигатель начинает работать мягче, улучшается тяга на «низах» и появляется более стабильный холостой ход и запуск. В случае сильного загрязнения применяется ультразвук и стендовая очистка методом кавитации.
Сначала рассмотрим поподробнее как и чем засоряются форсунки.
Во-первых это смолы, которые содержатся в бензине.
Топливные фильтры против них практически бессильны. По Госту нормируется содержание смол не более 5 мг/100 см³. Фактически это величина в отечественных бензинах может варьироваться в широких пределах от 2 до 10 мг/100 см³. Постепенно в процессе эксплуатации двигателя смолистые отложения понемногу осаждаются в каналах форсунки. Поисходит этот процесс следующим образом: пока двигатель работает, форсунка охлаждается и промывается проходящим через неё бензином. Но стоит двигатель заглушить, как температура инжекторов быстро возрастает. При этом легкие фракции бензина быстро испаряются, а тяжелые намертво прикипают в каналах форсунки, покрывая их черной смолистой коркой, которая обратно бензином уже не растворяется. Чем лучше качество топлива, тем более по времени растянут этот процесс. Но рано или поздно при эксплуатации автомобиля даже на самом качественном топливе желательно делать химическую промывку инжектора для профилактики. Производители разных моющих средств для очистки инжектора, таких как Wynns, Gunk, CarbonClean рекомендуют проводить эту процедуру раз в 20-30.000 км. Однако, исходя из собственного опыта, при использовании качественного топлива рекомендуемый сервисный интервал можно смело умножать в 2 раза. Эта процедура занимает относительно небольшой промежуток времени, однако помогает сохранить здоровье вашего двигателя на долгие годы.
Фото разобранной форсунки при 50-ти кратном увеличении. Хорошо видно отложения на запорной игле и перед распылителем.
Отечественный производитель автохимии Lavr провел лабораторные испытания жидкости МЛ-101 на форсунках. Рекомендую ознакомится.
Обычно перед клиентами провожу такой эксперимент. Сначала тщательно отмываю снаружи форсунку бензином, показываю черные отложения снаружи, а потом окунаю распылителем вниз в жидкость Wynns. Обычно хватает 10-15 секунд, чтобы размягчить и смыть внешние смолистые загрязнения, которые не смог смыть бензин. Приблизительно также действует жидкость Winns внутри форсунки при промывке на стенде.
При работе на газе бензиновые форсунки требуют более частого обслуживания. Это связано с их режимом работы старт-стоп, при котором происходит наибольшее отложение смол. Зачастую бензиновая форсунка на таких двигателях настолько сильно обрастает отложениями снаружи, что частично или полностью закрываются отверстия распылителя.
Во-вторых это грязь из бака.
Обычное место скопления нерастворимых отложений- в топливной рампе, перед уплотнительным резиновым кольцом форсунки.
Мне приходилось находить в топливных баках песок, глину, ржавчину, воду, слизь черного цвета неизвестного происхождения и прочие непотребные вещи.
Первым порогом очистки топлива являются топливные фильтры грубой и тонкой очистки, которые принимают грязь из бака первыми. Но иногда случается, что фильтры рвутся или попросту некачественные и тогда вся грязь из бака идет прямиком в инжекторы. Через некоторое время «болезнь» даст знать о себе. В результате загрязнения форсунка перестает правильно работать: снижается производительность, происходит изменение формы факела распыла топлива.
При этом двигатель начинает работать неравномерно, теряется мощность, ощущаются рывки при разгоне, увеличивается потребление бензина, ну а в самом худшем варианте могут наблюдаться пропуски воспламенения . Особенно такие сбои в работе двигателя становятся более заметными в холодное время года, так как уменьшается испаряемость бензина, что в итоге затрудняет пуск двигателя.
Механическую грязь труднее всего «выбить» из форсунки. Наиболее сильное средство для качественной очистки инжекторов – это ультразвуковая ванна. Форсунки погружают в емкость, наполненную специальной суспензией, где они и подвергаются воздействию ультразвука. Однако пользоваться данным методом надо с большой осторожностью. Некоторым форсункам с керамическими седлами строго противопоказаны ультразвуковые процедуры. Нередки случаи, когда после применения этого метода форсунки теряли герметичность.
Стендовая промывка методом кавитации позволяет эффективно очистить инжекторы, при этом не повредив их. После всех процедур обязательно проводится контроль качества промывки на стенде.
В третьих – это вездесущая вода, точнее последствия её попадания в топливную систему.
Она может попасть в бак вашего автомобиля вместе с бензином из бензоколонки или через неплотности системы вентиляции бензобака. От воды ржавеет бак, топливопроводы, внутренние каналы форсунки. Когда штатные топливные фильтры не справляются со своей работой, то ржавчиной забивается внутренний фильтр форсунки, если таковой имеется и внутренняя полость.
Последствия такие же тяжелые как в случае загрязнения механическими частицами. На ранней стадии форсунки еще можно вычистить на стенде. Если вода давно циркулирует в топливной системе, то внутренние каналы форсунки успевают проржаветь настолько, что помогает только замена.
Теперь рассмотрим все плюсы и минусы различных способов промывки инжекторов.
Итак, начнем с химического способа. Есть, конечно, в нашей стране умельцы, способные промыть все «внутренности» автомобиля с помощью подручных средств (растворители и т.п.), но это трудоемко и как говорится – вчерашний день. Современная автохимия предлагает специальные промывочные смеси, с помощью которых за небольшой промежуток времени эффективно промывается топливная система авто. Для таких процедур существуют специальная установка, которая при помощи переходников соединяется с топливной рампой. Отсоединяется подача бензина и запускается двигатель, который должен поработать на этой жидкости порядка 1 часа (может быть и больше, все зависит от конкретного случая). Промывочная смесь подается из установки под небольшим давлением от 2,5 до 4 атмосфер. Этот способ больше подходит для профилактики топливной системы при небольших пробегах.
Плюсы. Подобная процедура при использовании качественной промывочной жидкости позволяет очистить от отложений форсунки, рампу, впускные клапана и частично камеру сгорания. Результат как правило чувствуется владельцем автомобиля сразу же, так как двигатель буквально оживает.
Минусы. Трудно отследить качество промывки, так как невозможно проконтролировать насколько полно очистились инжекторы.
Кавитационная промывка на стенде.
Это способ позволяет эффективно, качественно и безопасно промыть форсунки. Для этого их снимают с двигателя и устанавливают в специальный промывочный стенд. При помощи встроенного программного обеспечения можно варьировать различные параметры и режимы промывки, что в конечном итоге позволяет качественно промыть форсунки до состояния новых. В тестовом режиме после промывки осуществляется проверка герметичности, баланса, факела распыла и производительности.
Плюсы. Отличное качество промывки с выходным контролем и безопасность.
Минусы. Промываются только сами форсунки.
Промывка в ультразвуковой ванне позволяет очистить форсунки от самых сильных загрязнений. Этот метод применяется, когда другими способами уже невозможно их прочистить.
Плюсы. Самый мощный способ прочистить форсунки.
Минусы. Нередко после такой процедуры форсунки теряют герметичность.
Итого. От того, насколько чистыми будут инжекторы, целиком и полностью зависит эффективность работы двигателя вашего автомобиля.
Приложение. Таблица статической производительности и других параметров бензиновых форсунок иномарок.
Добавлено 26.01.2012
Почему форсунки быстрее загрязняются, если двигатель работает на газу.
Казалось бы, когда двигатель работает на газе, форсунки не работают и значит ресурс их не тратится. Однако практика показывает, что бензиновые форсунки приходится чаще промывать, если двигатель большую часть времени работает на газе. Вот в чем парадокс. Почему так происходит? Взгляните на фото:
Так выглядит распылитель форсунки Бош 502 после того, как машина проехала на газу около 20 000 км. Это мой постоянный клиент, который ездит на газу и приблизительно раз в год я ему промываю форсунки. В этот раз он приехал, когда машина уже троила, при работе на бензине.
Так что же происходит с форсунками, когда двигатель работает на газе? Пока двигатель работает на бензине, все хорошо, форсунки охлаждаются и промываются бензином, но стоит перейти на газ, как температура форсунки быстро повышается и тяжелые фракции, которые содержатся в бензине прикипают к распылителю, игле, седлу клапана и т.д. Обратно бензином они уже не смываются. Кто сомневается может поэкспериментировать. Со временем, а этот процесс происходит достаточно быстро, форсунка обрастает этими отложениями и внутри и снаружи. Соответственно распыл уже не тот, производительность снижается, ухудшается холодный запуск и в тяжелых случаях может привести к пропускам воспламенения. Поэтому я рекомендую делать химическую промывку форсунок для двигателей оборудованных газом чаще - раз в год или 15-20 тыс. км.
Пока на этом все, спасибо за внимание.
Промывка форсунок в Воронеже, промывка инжектора, стоимость промывки