Современный мотор — это сложное устройство, сочетающее в себе механическую конструкцию и достаточно сложную электрику и электронику. Диагностируя мотор, необходимо учитывать влияние большого числа различных факторов, причём значимость их в конкретной неисправности в некоторых случаях зависит от конструкции мотора.
Зачастую диагностика мотора нужна только в двух случаях.
1. При покупке подержанного автомобиля возникает естественный вопрос, в каком состоянии его двигатель и надолго ли его хватит ?
2. Второй - в случае возникновения каких-то проблем с двигателем, появление непонятных шумов, снижение мощности, "троение" или когда он вообще не заводится.
Саму диагностику тоже можно разделить на 2 вида:
1. Визуальная, на слух, на нюх и т.д.
2. Компьютерная диагностика с помощью средств технического контроля, к которым относятся сканер, осциллограф, мотор-тестер, мультиметр, компрессометр, манометры, тестеры исполнительных устройств.
Оба вида дополняют друг-друга, служат для выполнения одной и той же задачи, но с разной точностью и трудозатратами. Первый тип позволяет грубо выявить возможные причины неисправности. Второй вид служит для точного выявления первопричины неполадок, однако требует больших затрат сил и времени.
Во всех современных системах управления двигателем обязательно существует возможность проведения электронной диагностики или сканирования, это когда внешний компьютер — «сканер» подключается к специальному диагностическому разъёму и позволяет читать коды ошибок, наблюдать значения сигналов с датчиков, управлять исполнительными механизмами, контролировать значения и величины коэффициентов коррекции, делать адаптации и настройки и т.д. Спектр функций современных сканеров чрезвычайно широк. Однако не все ему подвластно. Например, сканером невозможно найти неполадки в механической части двигателя, системе питания, зажигания. То есть "жизненно" важных систем двигателя. Для этого существует отдельный класс диагностических приборов - мотор-тестеры.
Мотор-тестер — это прибор, который измеряет значение различных величин и характеристик работы мотора непосредственно с датчиков, исполнительных механизмов, сигнальных и питающих цепей. По сути он является многоканальным цифровым осциллографом с набором специальных функций. Мотор-тестером можно измерить и наблюдать форму исследуемых сигналов. Также с помощью дополнительных датчиков можно безразборным способом выявить неисправности в механике и системе газораспределения. Специальные емкостные и индуктивные датчики позволяют в живую наблюдать и находить неисправности в системе зажигания.
Мотор-тестер незаменим при диагностике старых систем со слабой самодиагностикой, таких как Jetronic, DIGIFANT. Использование мотор-тестера требует от специалиста работающего на нём, навыка и знаний, а также больше времени на поиск и локализацию неисправности.
Для поиска неисправностей в электропроводке требуется мультиметр, а для контроля системы топливоподачи используется манометр.
Довольно часто приходится сталкиваться с заблуждениями по поводу компьютерной диагностики. Дескать подключил сканер к автомобилю, считал ошибки и вот он диагноз на ладони. К сожалению это не так, ни один сканер не даст окончательный вердикт по поводу конкретной неисправности. Вся информация, которую выдает компьютер, предназначена для того, чтобы дать направление в поиске. Окончательный диагноз всегда должен подтверждаться приборами, которые позволяют локализовать неисправность непосредственно в детали, датчике, узле, проводке и не вызовут двоякого толкования.
Анализ параметров работы двигателя требует времени и большого числа различных действий. Совершенно разные дефекты часто приводят к одним и тем же внешним признакам неисправности. Поэтому так легко ошибиться, доверяя только показаниям одного лишь сканера.
Еще одно заблуждение связано со сбросом ошибок. Дескать, если стереть ошибки, то неисправности как не бывало. К сожалению это не так, потому что сама ошибка только свидетельствует о наличии проблемах с двигателем. Если сбросить ошибки, кроме редких случаев проявления спорадических кодов отказа, а сам дефект не исправить, то на работе двигателя это почти никак не отразится, а коды неисправности будут появляться вновь.
В общем, подводя итоги, хочу сказать, что компьютерная диагностика двигателя- сложный технологический процесс поиска и анализа, требующий современного оборудования и квалифицированного персонала.